Здоровая страничка

Молочные продукты

Растущему организму молочные продукты дают прежде всего белки – казеин, альбумин, глобулин, обладающие антибиотическими свойствами и защищающими от инфекций. Кроме того, они содержат все необходимые человеку аминокислоты, в том числе 8 незаменимых которые на могут синтезироваться самостоятельно и должны поступать с пищей.

Другой важный элемент – это молочный жир, источник энергии для организма, строительный материал клеток.

Биологически он является самым полноценным и содержит в себе жирные кислоты, в том числе и полиненасыщенные, которые принимают участие в формировании нервной системы, а также холестерин, участвующий в синтезе половых гормонов. Лучшему усвоению жира способствует то, что в молоке он находится в виде мельчайших жировых шариков.

Еще один полезный элемент молочных продуктов – молочный сахар (лактоза) – единственный углевод молока. Она служит средой для развития хорошей микрофлоры, препятствующей росту болезнетворных бактерий. Вдобавок молочный сахар способствуют лучшему усвоению кальция. Являясь основным источником питания для кисломолочных бактерий, лактоза вызывает брожение, приводящее к получению кисломолочных продуктов.

В молоке и его производных также присутствуют соли кальция, фосфора, магния, натрия, калия. Они находятся в сбалансированном состоянии, что обеспечивает их высокую усвояемость. Медь, кобальт, железо содержаться в молоке в малых количествах, но также в легкоусвояемой форме. А еще в молоке содержаться почти все известные витамины.

Полезные бактерии

Кисломолочные продукты не случайно называют «пищей роста». Главное их достоинство в том, что это «живые продукты». Дело в том, что вредные микробы, которые населяют кишечник, отравляют организм продуктами гниения и брожения (фенол, индол, скатол, аммиак и др.) Кишечнику при этом очень сложно выполнить одну из основных своих функций – быть барьером для чужеродных микробов и токсических веществ. Справиться с задачей ему помогут свежие кисломолочные продукты. Содержащиеся в них молочнокислые и бифидобактерии подавляют рост и развитие болезнетворных и гнилостных микроорганизмов.

К полезным кисломолочным лакомствам, которые пойдут на пользу как вам так и крохе относятся творог, кефир, йогурт, ряженка, простокваша, творожные сырки, сметана, сыр.

Кефир.

Кефир получают через брожение молока, добавляя кефирный грибок - это молочнокислые палочки, стрептококки и дрожжи, а также уксуснокислые бактерии и ароматизирующие микроорганизмы (последние определяют специфический вкус и аромат кефира). Свежий кефир обладает послабляющим действием, двухдневный – закрепляющим. В детском питании можно применять только адаптированный детский кефир для младенцев.

Йогурт.

Йогурт отличает повышенное содержание сухих обезжиренных веществ молока. Он вырабатывается путем сквашивания термически обработанного молока чистыми культурами термофильного стрептококка и молочнокислой болгарской палочки.

Творог.

Творог получается в результате теплового свертывания молочного белка и отделения его от сыворотки (жидкости, оставшейся после выделения из молока жирных частиц). «Взрослый» творог не подходит для питания детей раннего возраста, т.к. белковый компонент представлен в нем крупнодисперсными молекулами казеина, переваривание которых в пищеварительном тракте ребенка затруднено.

Ряженка.

Ряженка – это кисломолочный напиток, получаемый из коровьего топленого молока совместным молочнокислым и спиртовым брожением. Заквашивается термофильными молочнокислыми стрептококками и чистыми культурами болгарской палочки. Ряженка – более мягкий и питательный продукт чем кефир. Детям очень нравиться её бархатистый вкус.

Сыр.

Сыр является концентрированным кисломолочным продуктом. Твердые сыры на треть состоят из белков, на треть из жира и на треть из воды, представляя собой богатый источник кальция, натрия, витамина А, но в меньшей степени витаминов группы В.

По материалам журнала «Мама, это я»

Дети и шоколад

Для любого ребенка праздник — это, прежде всего, сладости. Это чревоугодие родители воспринимают как неизбежное зло, время от времени с тревогой размышляя: сколько же сладостей можно съесть без вреда для организма?

Польза

Сладости — это углеводы, то есть важнейший источник энергии. Дети много двигаются, расход энергии у них велик, его надо быстро восполнять, с этой точки зрения сладости детям полезны. Углеводы также участвуют в построении клеточных мембран, белков крови, гормонов. Кстати, недавно у медиков появился новый аргумент в пользу шоколада — самого популярного лакомства. В нем обнаружены антиоксиданты — вещества, которые хорошо влияют на иммунный статус, обмен веществ, предотвращают развитие атеросклероза, сердечно-сосудистой патологии, злокачественных образований, инфекционных болезней. К тому же, сладкие блюда — источник удовольствия, радости, а это немаловажно.

Нельзя же растить детей в одних ограничениях, исключив из их жизни "бесполезные вкусности". Так что сладости включены Институтом питания в повседневный детский рацион. Правда, нормы, рекомендованные медиками, значительно отличаются от того количества конфет, которые дети съедают в жизни.

По мнению специалистов, для полноценного развития ребенку необходимо потреблять 30–40 г "сладких углеводов" в день: две-три конфеты, или одну зефирину, или два печеньица. В какой-то день норму можно удвоить, а следующий прожить без сладкого.

Распределить потребление сладостей на протяжении дня следовало бы таким образом. На завтрак можно обойтись и без конфет, достаточно сладкого чая или какао. После обеда — десерт, но он не обязателен. А вот на полдник самое время дать ребенку печенье или кусочек шоколадки. Ужин — опять без сладкого.

В праздник на столе, конечно, могут быть и торты, и пирожные, и конфеты. Но, во-первых, стоит время от времени останавливать детскую руку, тянущуюся за очередным лакомством. А, во-вторых, придется ввести ограничение на сладкое в последующие дни. Потому что конфеты могут принести организму не только пользу.

Вред

Давайте проследим, что происходит в организме, когда туда отправляется …надцатая порция сладкого. Все, что содержит сахар — конфеты, карамель, повидло и т.д. — относится к низкомолекулярным углеводам — так называемым сахарам, в которые входят сахароза, глюкоза, фруктоза и др. Всякий раз, когда ребенок съедает конфету, присутствующая в ней сахароза образует молочную кислоту, которая повышает естественную кислотную среду во рту. Если сладости съедаются сразу после обеда, то оставшийся после еды на эмали зубов налет защищает их от разрушительного воздействия сахаров. Если же ребенок схватил конфету часа через два после обеда или перед едой, эмаль оказывается неприкрытой. И даже зубам с самой хорошей наследственностью в этом случае грозит кариес.

Сахара относятся к легкоусвояемым углеводам, а значит, имеют способность откладываться в организме в виде жиров и добавлять нам лишний вес. Безудержное поедание сладостей расшатывает регуляторный механизм обмена веществ, вызывает дополнительную нагрузку на печень, способствует возникновению в организме аллергических реакций (проаллергенные действия). Как говорят родители: "От сладкого начался диатез". Кроме того, чрезмерное количество углеводов усиливает секрецию желудочного сока, особенно у детей с нарушениями вегетативной системы. Сладости могут вызвать изжогу, тошноту, боли в желудке.

Воспитание вкуса

Каким сладостям отдавать предпочтение? Из конфет лучше выбрать шоколадные. Шоколад кроме калорий содержит еще и калий, и необходимые организму биофлавоноиды. Сейчас разрабатываются сорта шоколада с добавками витаминов, кальция, железа. Карамель, к которой относится и любимый детьми чупа-чупс, — это плавленый сахар с ароматизаторами. Пищевой ценности — ноль, зато идет дополнительная нагрузка на ферментные системы организма. К мармеладу, зефиру, драже следует относиться с осторожностью из-за красителей и ароматизаторов.

Газированную воду детям до 3-х лет не следует даже пробовать. Газ образует пузырьки воздуха, из-за которых происходит вздутие желудка. Школьника трудно отговорить от газировки: на него действует психология "стаи" — эти напитки рекламируют по телевизору, их пьют его друзья… Но пусть газировка будет хотя бы напитком не каждодневным. И выбирайте ту, где вместо сахара добавлен аспартам или ксилит. А правильнее приучить ребенка пить соки, нектары, фруктовые напитки — в них меньше сахара, и нет красителей, как в газированной воде.

Мороженое — очень неплохой продукт, если речь идет не о замороженной фруктовой водичке — это всего-навсего сладкий лед. В пломбире же, в хорошем качественном мороженом, есть и кальций, и витамин В2, и молоко. Единственное "но" — поскольку это жирный продукт, его не стоит давать детям с избыточным весом и тем, кто страдает холецеститом и дискинезией желчевыводящих путей. Если не боитесь ангины, не страшно съедать и пачку в день.

Очень полезны детям орешки. Они усиливают перистальтику кишечника, в них много растительного качественного белка, минеральных солей. Но покупать лучше натуральные, а не соленые и в сахарной глазури — соль и сахар снижают полезные свойства этого продукта.

А вообще родители должны приучать ребенка к определенным нормам сахара и соли. У детей, как, кстати, и у старых людей, снижена чувствительность вкусовых рецепторов, чтобы почувствовать вкус, они выбирают крайности: очень сладкие или очень соленые блюда. А вкус надо воспитывать.

Правильное питание детей. Роль основных питательных веществ.

Правильный рацион помогает обеспечить нормальную работу всех основных органов и систем ребенка, правильный рост и развитие, непрерывное обновление тканей. Питание обеспечивает организм энергией, которая необходима для обеспечения всех внутренних в внешних процессов в организме и для передвижения.

Для осуще­ствления жизненных функций организму должны дос­тавляться питательные вещества определенного каче­ства в нужном объеме. Если качество и количество питания не будет соответствовать требованиям организма, это приведет к отставаниям в росте и развитии и разнообразным заболеваниям пищеварения. Соблюдение принципов правильного питания особенно важно, когда организм растет. После 13 лет отставания в весе, ро­сте, в физическом и психическом развитии, вызванные нерациональным питанием, уже нельзя исправить, только корректируя химический состав пищи и увеличивая ее количество. Эти изменения оказываются необратимыми. Реализация научных принципов питания детей и подростков тесно связана с системой мероприятий по контролю полноты снабжения детского организма необходимым количеством и качеством пищи. С этой точки зрения наиболее важными являются информативные показатели обеспеченности отдельными питатель­ными веществами, на основе которых может быть осу­ществлено нормирование питания детей.

Пищевой ра­цион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны про­живания, характера деятельности и величины физи­ческой нагрузки. Питание должно не только удовлет­ворять физиологические потребности организма детей и подростков, но и способствовать выполнению про­филактических и лечебных задач, не причиняя ущер­ба здоровью.

Особенности обмена веществ в детском и подростковом возрасте.

В разных возрастных периодах обмен веществ меняется. В период роста, когда в организме идут интенсивные пла­стические и структурные процессы, обмен веществ достигает наибольшей интенсивности. Величина основного обмена у детей в 1,5-2 раза превышает ос­новной обмен взрослого человека. Относительная вели­чина основного обмена с возрастом уменьшается.

Основной обмен может понижаться под влиянием высоких температур окружающей среды, повышаться под влиянием холода. Еще более значительное повышение основного обмена наблюдается при несбаланси­рованном питании, так как расход энергии идет на син­тез недостающих в пище ингредиентов, необходимых организму. Энерготраты организма слагаются из рас­хода энергии на поддержание основных жизненных функций организма, рост и развитие, отложение тка­невых веществ, выполнение работы, двигательную ак­тивность.

Роль белков в питании.

Важнейшей составной частью каждой клетки че­ловека является белок. Он играет огромную роль в функциональных процессах и состоянии иммунитета организма. Нормальный рост и развитие организма ре­бенка возможны лишь при условии снабжения его бел­ком, не только достаточным по количеству, но и полно­ценным по его аминокислотному составу. Основным критерием биологической ценности аминокислот явля­ется включение их в комплексы, без которых невозмо­жен синтез белка в организме.
При белковом дефиците нарушается синтез гормо­нов, снижается иммунитет, может развиться пищевая дистрофия. Никакие пищевые вещества не могут заменить белок ни как важней­ший пластический материал, ни в функциональном отношении. Поэтому вегетарианство в детском возрасте недопустимо.

В то же время при дефиците других пищевых веществ белок может замещать жиры и углеводы. В зависимости от возраста средняя суточная потребность организма детей и подростков в белках составляет 25-106 г. Дети и подростки, имеющие повышенные физи­ческие нагрузки, нуждаются в увеличении суточной нор­мы потребления белка до 116-120 г в возрасте 10-13 лет в до 132-140 г – в возрасте 14-18 лет. После заболеваний, сопровождающихся высокой температу­рой, потребность организма в белках значительно воз­растает. В обычных условиях увеличивать количество белка в суточном рационе детей не рекомендуется. В значительной мере обеспечение организма белками зависит от их усвояемости, которая обусловлена мно­гими факторами: состоянием системы пищеварения, со­отношением пищевых ингредиентов в рационе, каче­ством кулинарной обработки. Белки животного проис­хождения усваиваются на 97%, растительные белки – на 85%.

Усвояемость белков смешанной пищи ниже, чем при сочетании мяса с овощами. При избыточном количестве жиров в рационе усвоение белков снижает­ся. Установлено, что они лучше усваиваются при оди­наковом соотношении с жирами и в 3-4 раза большем содержании углеводов.

Роль жиров в питании.

Жиры – энергетические вещества. В их состав входят фосфатиды, полиненасыщенные жирные кислоты, стерины, имеющие большое физиологическое значение. Фосфатиды оказывают влияние на процессы клеточного обмена. Среди стеринов большая биологическая роль принадлежит холес­терину, который служит источником для образования ряда гормонов, участвует в превращениях желчных кислот, синтезе витамина D. Полиненасыщенные жир­ные кислоты являются жизненно необходимыми веще­ствами, не синтезируемыми в организме. Они действу­ют на стенки кровеносных сосудов, повышая их элас­тичность и снижая проницаемость, играют важную роль в обмене холина и витаминов группы В, оказывают сти­мулирующее влияние на защитные механизмы организ­ма. С жирами в организм поступают жирорастворимые витамины. Наличие жира увеличивает калорийность пищи и позволяет уменьшить ее объем. Присутствие жира в пище улучшает ее вкус, создает ощущение сы­тости, ограничивает распад белка в организме. Для де­тей наиболее ценны молочные жиры, входящие в со­став молока и молочных продуктов. В ежедневный на­бор продуктов должно входить растительное масло. Не рекомендуется вводить твердые жиры – говяжье и баранье сало. Суточная физиологическая норма жиров, установленная для детей различных возрастов, – 25-106 г – должна быть обеспечена преимущественно молоч­ными жирами. Чрезмерное употребление жиров может привести к ожирению, при котором снижается имму­нитет и начинается нарушение обмена веществ. Зна­чительный недостаток жиров в пище неблагоприятно влияет на рост, развитие и деятельность организма ре­бенка.

Роль углеводов в питании.

При достаточном поступлении углеводов с пищей организм ребенка покрывает свои энергетические по­требности за их счет. В организме углеводы легко и полностью окисляются. Одни формы углево­дов могут переходить в другие, синтезироваться за счет белков и жиров. Углеводы необходимы для работы мышц тела, мышцы сердца, нормального функционального состояния центральной нервной сис­темы и умственной деятельности. Потребность в угле­водах увеличивается при таких состояниях, как пе­реохлаждение, перегревание, нервное напряжение. Су­точная норма потребления углеводов в зависимости от возраста составляет 113-422 г. Употребление из­быточного количества углеводов угнетающе действует на секрецию желудочных желез и ухудшает аппетит. Увеличение содержания углеводов отрицательно ска­зывается на белковом обмене, вызывая задержку азота в организме. При избыточном углеводном питании мо­гут возникнуть относительная белковая недостаточность, а также относительная недостаточность витаминов В1, В2, РР, магния, железа и марганца. При избыточном поступлении углеводов в организме образуется избыток жира, которым пополняются жировые депо, нарушается жировой обмен, развивается тучность.

Соотношение белков и жиров в питании детей долж­но составлять 1:1. Содержание белков, жиров и углеводов в пище для детей младшего возраста должно быть 1:1:3, а для детей старшего возраста – 1:1:4. Разбалансированность основных компонентов питания неблаго­приятно сказывается на обменных процессах, отрица­тельно влияя на рост детей и подростков.

Роль витаминов и минералов.

Витамины служат биологическими катализаторами биохимических процессов, протекающих в организме. Очень важна их коферментная роль: участие в работе ферментативных систем и образо­вании ферментов. Витамины участвуют в поддержании высокой иммунобиологической устойчивости организма.

Витамины группы А влияют на процессы роста и развития молодого организма, формирование скелета, на функцию зрения. Витамин А необходим для функционирования печени, восстановления слизистой желудочно-кишечного тракта. Витамина А много в пече­ни, сливочном масле, яйцах, рыбьем жире, в зеленых овощах: петрушке, шпинате, ревене, укропе, салате. Во фруктах в овощах содержится каротин, который в орга­низме человека способен превращаться в витамин А. Каротина много в моркови, щавеле, абрикосах, зеле­ном луке, свежих помидорах, облепихе.

Витамин Д регулирует обмен солей кальция и фос­фора в организме, способствуя нормальному развитию и оссификации скелета. Недостаток этого витамина у детей младшего возраста приводит к заболеванию ра­хитом. У подростков и взрослых при дефиците витами­на Д могут развиться остеопороз и остеомаляция. Ис­точником витамина Д являются рыбий жир, рыбные продукты, мясо, яйца, говяжья печень, молоко, сли­вочное масло.

Витамин Е участвует в синтезе белка, обеспечивает ткани кислородом, нормализует функцию эндокринных желез, способствует развитию мышц. Значительное количество витамина Е содержится в зародышах зла­ков, растительных маслах, овощах. В продуктах жи­вотного происхождения витамин находится в говяди­не, рыбе, сливочном масле, молоке, яйцах.

Витамин К необходим для нормального свертывания крови, при его недостатке развивается кровоточивость тканей. Источником витамина К являются цветная ка­пуста, зеленый горошек, томаты, морковь, земляника, куриное мясо, телятина, треска, яйца. Витамины А, Д, К, Е являются жирорастворимыми и лучше усваива­ются в сочетании с жиром. Остальные витамины отно­сятся к водорастворимым витаминам.

Витамин В1 регулирует углеводный обмен в орга­низме, оказывает влияние на нейрогуморальную регу­ляцию. Недостаток этого витамина может привести к развитию кожных заболеваний и выпадению волос. Ви­тамина В1 много в гречневой и овсяной крупах, фасоли, пшеничном хлебе, яблоках, картофеле, яичном желт­ке, икре, печени, почках, сердце.

Витамин В2 участвует в обмене белков, жиров и угле­водов, в процессах роста, оказывает нормализующее вли­яние на состояние органов зрения. Витамина В2 много в мясе, рыбе, молоке, яичном белке, хлебе, дрожжах.

Витамин В6 в организме активно участвует в белко­вом обмене, синтезируя белки, необходимые для нор­мального развития нервной системы и работы печени. Витамин В6 поступает в организм человека с мясом и молочными продуктами.

Витамин В12 относится к веществам высокой биоло­гической активности. Он стимулирует процессы роста, активно участвует в белковом и жировом обмене. Фолиевая кислота, как и витамин В12, находится в хромо­сомах клеток, что обуславливает их роль в размноже­нии клеток. Фолиевая кислота влияет на построение белков крови и регулирует тромбопоэз и эритрогранулопоэз.

Витамин РР (никотиновая кислота) в организме участвует во всех реакциях клеточного дыхания и про­межуточного обмена, влияет на функции пищеварения. При помощи витамина улучшается секреторная функ­ция поджелудочной железы, печени, моторная функ­ция желудка. Никотиновая кислота участвует в белко­вом обмене, улучшая использование организмом расти­тельных белков пищи. Никотиновая кислота содержится в мясе, рыбе, гречневой крупе, овощах, фруктах и мо­лочных продуктах.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных реакциях организма, в синтезе веществ, необходимых для функционирова­ния иммунной системы, регулирует белковый, углеводный и холестериновый обмен. Аскорбиновая кислота поддерживает нормальное состояние стенок капилля­ров, сохраняя их эластичность. Основным источником витамина С являются растительные продукты: зеленый лук, петрушка, шиповник, черная смородина, крыжов­ник, клубника, апельсины, лимоны, капуста, картофель, помидоры.

Роль минералов в питании.

Минеральные элементы рассматриваются как биока­тализаторы обменных процессов. Участвуя в обменных процессах, они входят в состав сложных комплексов в качестве анионов и катионов. Учитывая важность под­держания кислотно-солевого баланса организма и воз­можность регулирования его составом пищи, различают минеральные элементы кислотного и щелочного дейст­вия. Биологически активные вещества, встречающиеся в пищевых продуктах в очень малых количествах, вы­деляют в особую группу биомикроэлементов.

Кальций играет важную пластическую роль, явля­ясь основным структурным элементом костной ткани. Кальций участвует в регулировании физиологических процессов свертывания крови, мышечных сокращений. Если в организме есть недостаток кальция, особенно если он сочетается с дефици­том витамина Д, витамина С и витаминов группы В, повышается риск формирования рахита у маленьких детей, либо происходит нарушение формирова­ния скелета и зубов, повышается риск сердечно-сосудистой и онкологической патологии. Важнейшим источником кальция являются молоко и молочные продукты. Для оптимального усвоения каль­ция необходимо сочетать его с витаминами Д, В6, В12, В1, аскорбиновой кислотой.

Магний участвует во многих физиологических про­цессах. Он оказывает антиспастическое, сосудорасши­ряющее действие, регулирует кальциевый и холестери­новый обмен, играет роль в передаче нервного возбуж­дения. Ферменты, которые содержат магний, обладают важной функцией обеспечения организма энергией за счет переноса жизненно важных веществ сквозь клеточную оболочку, производят синтез белков и нуклеиновых кислот. Недостаток магния приводит к депрессии, апатии, быст­рой утомляемости, склонности к судорогам икронож­ных мышц. Особенно богаты магнием продукты расти­тельного происхождения. Определенное количество магния может поступать в организм детей с питьевой водой.

Калий участвует в процессах внутриклеточного об­мена и ферментативных процессах. Вместе с хлором и натрием поддерживает относительное по­стоянство осмотических свойств внутренней среды орга­низма. Ионы калия проводят нервные импульсы к мышцам. Калий содержится в продуктах животного происхождения и многих растительных продуктах. Осо­бенно много его в кураге, изюме, черносливе, картофе­ле и зерновых продуктах.

Соли натрия имеют большое значение в создании постоянного осмотического давления протоплазмы и биологических жидкостей организма. Натрий участву­ет в буферных системах, поддерживающих кислотно-щелочное состояние, в регуляции выделительной функ­ции, водного обмена в организме. В пищевых продук­тах содержание натрия невелико, поэтому к ним следует добавлять поваренную соль.

Фосфор играет активную роль в обменных процес­сах организма. Многие соединения фосфора с белками, жирами и кислотами образуют комплексы с высокой биологической активностью. Фосфору принадлежит ве­дущая роль в обеспечении нормального функциониро­вания центральной нервной системы. Наибольшее ко­личество фосфора содержится в молочных продуктах, в сыре и яйцах, мясе, рыбе и икре.

Железо играет большую роль в процессе кроветво­рения. Около 60% железа, содержащегося в организ­ме, сосредоточено в основной части гемоглобина. Оно участвует во внутриклеточных обмен­ных процессах, входя в состав протоплазмы и клеточных ядер. Усвоение железа зависит от достаточного поступ­ления в организм витамина С. Железом богаты печень, желток яиц, овсяная крупа, ржаной хлеб, яблоки, пер­сики.

Медь, кобальт, марганец и никель важны для процессов кроветворения. Медь участвует в превращении железа, поступающего с пищей, в орга­нически связанную форму, регулирует процессы созревания ретикулоцитов, влияет на функции желез внут­ренней секреции, выработку инсулина в адреналина. Медь содержится в абрикосах, картофеле, печени. Ко­бальт участвует в синтезе витамина В6. Роль марган­ца и стронция в организме связана с участием в костеобразовании. Марганец стимулирует процессы роста, участвует в кроветворении, влияет на функции эндок­ринной системы.
Цинк необходим для нормального роста, развития и полового созревания организма. Он участвует в процес­сах кроветворения, заживления ран, построения фер­ментных систем и их нормальной деятельности. Недо­статок цинка может привести к замедлению роста и неправильному формированию скелета. Основные ис­точники цинка – мясо, рыба, птица, яйца, сыр, греч­невая и овсяная крупы, бобовые и грибы.

Фтор входит в состав дентина и эмали зубов. Недо­статок этого элемента может привести к образованию кариеса. Источники – морс­кая капуста, рыба, чай.

Йод участвует в функционировании щитовидной железы. При его недостатке развивается заболевание эндемический зоб.

Пищевые волокна, клетчатка.

В питании важны также пищевые волокна. Это сложные углеводы, которые не перева­риваются в желудочно-кишечном тракте человека. Они содержатся в овощах, фруктах,    зерновых оболочках злаков и в других растениях.

Наибольшее количество пищевых волокон содержат пшеничные отруби. Пищевые волокна принято подраз­делять на шесть видов: целлюлозу, гемицеллюлозу, пек­тины, лигнин, слизи и камеди. Стенки растительных клеток состоят из целлюлозы, т.е. клетчатки. Гемицеллюлоза, пектины и лигнин – межклеточные углеводы. Слизи получают из морских водорослей и семян некоторых растений, камеди – из стеблей и семян тропи­ческой флоры. Пищевые волокна обладают гигроско­пичностью и разжижают перевариваемую пищу. При этом каловые массы размягчаются и более активно про­двигаются по толстой кишке.

Благодаря пищевым волокнам улучшается микро­флора кишечника: подавляется рост ненужных колиформ и создаются условия для развития полезных лактобацилл.

Роль воды.

Все сложные жизненные процессы организма происходят в водной среде. Вода – обязательная составная часть клеток и тка­ней, на ее долю приходится около 65% массы тела чело­века. Вода необходима для выведения из организма че­ловека конечных продуктов обмена. Дети первого года жизни употребляют около 150 мл, дети от 1 года до 3 лет – 100 мл, от 3 до 7 лет – 60 мл и более старшие – 50 мл воды на 1 кг массы тела. Это количество должно вводиться в организм, как в виде питья, так и с пищевы­ми продуктами. В овощах и фруктах содержится воды до 50%, в молоке – 87%, в хлебных продуктах – 47%. Потеря воды в сутки у детей составляет около 1,5–2 л.

Дети нуждаются в сбалансированном рационе, богатом всеми необходимыми веществами. Им запрещено садиться на диеты, практиковать различные виды вегетарианства, раздельного питания, сыроедения и прочие новомодные течения. Не делайте выбор за ребенка – до совершеннолетия ему необходимо полноценное питание, а после он сможет принять самостоятельное решение.

Аппетит и его нарушения.

Пищевое поведение ребенка строится на основе соответствующей мотивации, которая проявляется двумя эмоциональными состояниями: неприятным субъективным чувством голода (когда в животике бурлит и «сосет под ложечкой») и приятным субъективным чувством насыщения (когда накушался и хочется полежать).

Аппетит (от лат. appetitio – стремление) – эмоциональное ощущение, связанное со стремлением ребенка к определенной пище. Аппетит обусловлен чувством голоданасыщения, но не идентичен ему. Он отражает приятные ощущения, связанные с предпочитаемой пищей, и стимулируется пусковыми и обстановочными сигналами именно от этой пищи. Обычно это появление слюны при виде или упоминании любимого блюда, непреодолимое желание его поесть.

Голод или насыщение отражаются на степени аппетита ребенка (высокий или низкий), однако это правило соблюдается не всегда. Известны ситуации, при которых, несмотря на наличие субъективных и объективных признаков голода (давно не ел, животик бурлит), у ребенка отсутствует аппетит или даже возникает отвращение к пище. Мамы очень переживают по этому поводу, ведь хороший аппетит – это залог здоровья и нормального роста и развития.

Голод и насыщение у ребенка отражают потребность его организма в пище и по происхождению являются врожденными, инстинктивными проявлениями этой потребности. А вот аппетит ребенка в большей степени зависит от приобретенного опыта, от поведения родителей, их семейных и национальных традиций, а также индивидуальных привычек самого малыша.


Как формируется аппетит.

Помимо собственно голода, в формировании аппетита большую роль играют приятные эмоции, которыми сопровождается процесс приёма пищи. У грудничка это получение груди по первому его сигналу и удовольствие от сосания, ощущения близости мамы и ее тепла. Ребенку постарше важна неторопливая, спокойная, приятная обстановка, когда он может спокойно распробовать пищу и наесться, выбрать то, что ему наиболее интересно по вкусу, запаху и тактильным ощущениям. Деткам старше года важна сервировка, сам процесс питания, возможность участвовать в нём (иногда даже есть руками).

Все эти факторы помогают малышу вырабатывать личные предпочтения в выборе пищи, и аппетит оказывается важным биологическим механизмом предупредительной перестройки пищеварения. Обычно он резко возрастает в первые минуты приема ожидаемой пищи, что сопровождается увеличением желудочной секреции и моторики (рефлекс по Павлову – запальный, или аппетитный, сок). Аппетит ребенка заключен в его голове – в особом мозговом центре. В формировании аппетита принимают участие гипоталамические нейроны, включенные в состав пищевого центра (центр голода и насыщения).

Активность этих нейронов определяется:

– приходящими импульсами от органов пищеварения (отражает степень наполнения желудка и кишечника),

– химическими стимулами повышения концентрации пищевых компонентов из сосудистого русла (наиболее часто реакция идет на глюкозу и пептиды),

– непосредственным эффектом «голодной» или «сытой» крови на особенные химические рецепторы гипоталамуса (уровень глюкозы, аминокислот и др.).

Что влияет на аппетит?

Важное значение в формировании аппетита имеет мыслительная деятельность – нисходящие корковые влияния на нейроны пищевого центра, повышающие или снижающие их активность в зависимости от имеющегося индивидуального опыта и конкретной ситуации в момент поиска и приема пищи. Проще говоря, мозг ребенка запоминает весь свой опыт по потреблению пищи. И если во время еды случались какие-то стрессы (тошнило, рвало, подавился) или были опасные ситуации (мама торопила, ругала, что-то испугало ребенка) – это может отрицательно отразиться на желании ребенка употреблять как определённые виды пищи, так и любую пищу вообще.
Уровень активности нейронов пищевого центра и аппетит малыша постоянно контролируется отрицательными обратными связями: специальными сигналами о степени наполнения желудка и кишечника. Как только стенки желудка растягиваются – идет команда в мозг: «я наелся». В кишечнике желание кушать регулируется веществом апэнтерином – пептидом, вырабатывающимся в двенадцатиперстной кишке и тормозящим активность нейронов пищевого центра; такое же влияние оказывает холецистокинин-панкреатозимин (ХЦК-ПЗ), избыток питательных веществ в крови и др.

То есть, как только пищеварение активно заработало, в мозг поступают сигналы о том, что пока есть больше не нужно – надо усвоить то, что уже съедено.

Какие бывают нарушения?

Выделяют несколько форм нарушения аппетита – снижение, увеличение и извращение.

Сниженный аппетит и его отсутствие.

Гипорексия – снижение аппетита, крайняя степень ее выраженности – анорексия – отсутствие аппетита при наличии объективной потребности ребенка в приеме пищи.

Гипо- и анорексия – довольно частые явления в патологии пищеварения (при гастрите, колите, отравлениях, панкреатитах) и при разных заболеваниях других органов и систем. Чаще всего проблемы с аппетитом у детей наблюдаются при тяжелых заболеваниях, особенно в острых стадиях (пневмония, ангина, пиелонефрит) или в период обострения болезни, когда ЦНС бросает все силы на борьбу с болезнью, уменьшая работу пищеварения, как не самого главного органа. Другой вариант возникает при избирательном торможении нейронов пищевого центра – из-за страха, переживаний (например, перед экзаменом или после ссоры).

Выделяют психогенную анорексию при пограничных состояниях личности (психогения) или неврозах навязчивых состояний, такое бывает у стеснительных, мнительных детей, у тех, кого родители часто ругают за то, что они плохо едят, балуются за столом.

Нейродинамическая гипоанорексия возникает при нарушении работы нервной системы и разбалансированности гормонов, обусловлена она появлением рвоты при запахе, виде и приеме неприятной пищи. Нейроэндокринный вариант данного состояния наблюдается при недостаточности передней доли гипофиза (гипофизарная кахексия Симмондса), аддисоновой болезни и др.

Интоксикационная гипоанорексия возникает при тяжелых инфекциях с лихорадкой, сепсисе, злокачественных опухолях, острых и хронических интоксикациях, отравлениях ртутью и др.

Диспепсическая гипоанорексия связана с патологией пищеварения и наблюдается в случае, если прием пищи сопровождается болью, тошнотой или рвотой.

Обычно нарушения аппетита у детей требуют консультации педиатра, прохождения стандартных анализов – крови и мочи для исключения анемии и инфекций, а также копрограммы – на исключение патологии пищеварения. Если отсутствие аппетита длительное, а ребенок теряет вес, требуется консультация эндокринолога и психолога.

Повышенный аппетит.

Гиперрексия – повышение аппетита, которое при крайне высокой степени выраженности может сопровождаться патологическим чувством голода – булимией (от греч. bus – бык, limos – голод). Характерно чрезмерное потребление пищи (полифагия), сопровождающееся болезненными ощущениями в эпигастральной области и слабостью при отсутствии чувства насыщения (акория). Ребенок ест, ест и ест, но не может наесться, а прием пищи доставляет боли в перерастянутом желудке и кишечнике.

В отличие от физиологического повышения аппетита, наблюдающегося после сна, физических нагрузок, при выздоровлении после инфекций, для рассматриваемого состояния характерно резкое увеличение аппетита при отсутствии объективной потребности организма в пище. В эксперименте подобное явление можно получить при раздражении центральных структур, ответственных за формирование чувства голода (центр голода), разрушением структур, ответственных за формирование чувства насыщения (центр насыщения), или при удалении двенадцатиперстной кишки (выпадение апэнтерина).

В клинической практике гиперрексия и даже булимия наблюдаются при психических заболеваниях (олигофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.), органических поражениях мозга (энцефалит, опухоли, ранения), невротических состояниях, гиперинсулинизме, сахарном диабете, гипертиреозе и др.

Изменения аппетита тесно связаны с колебаниями порога насыщения. Снижение порога насыщения приводит к быстрой потере аппетита, еще до удовлетворения потребности организма в пище. Последнее в свою очередь вызывает гипофагию, которая обнаруживается при хроническом алкоголизме, некоторых невротических состояниях, в послеоперационном периоде. Напротив, увеличение порога насыщения становится причиной полифагии, она может возникать в старческом возрасте, при первичном ожирении, сахарном диабете, некоторых других болезнях обмена.

Изменение аппетита.

Парорексия – извращение аппетита ребенка, иногда обозначается pica (от лат. pica – сорока), характеризуется стремлением использовать в пище несъедобные вещества, например мел, землю, золу, уголь, керосин и др. Конкретные механизмы этой формы патологии аппетита пока еще не известны. Обычно парорексия наблюдается у маленьких детей, при беременности, интеллектуальном недоразвитии, но чаще всего является характерным признаком железодефицитной или других видов анемии (малокровия).

Впрочем, ее не всегда можно объяснить объективной потребностью организма в том или ином веществе (кальции, железе, меди, магнии) или отсутствием индивидуального опыта. Иногда парорексия проявляется отвращением к тому виду пищи, которому до заболевания отдавалось предпочтение.

Биологическое значение аппетита состоит в удовлетворении потребности организма в тех продуктах, которые ему необходимы в первую очередь, а также в предупредительной перестройке органов пищеварения, определяющей их готовность к приему и перевариванию пищи. Любые формы нарушения аппетита из-за их несоответствия объективной потребности организма в пище должны негативно отражаться на работе всей системы пищеварения, снижая эффективность ее работы.

Что делать родителям?

Прежде всего, родителям нужно относиться к снижению аппетита спокойно. Конечно, все родители хотят, чтобы их малыш ел вкусно и разнообразно. Но ведь у ребенка, даже самого маленького, могут быть свои вкусовые пристрастия. Если он, по мнению родителей, ест мало, но при этом его рост и вес находятся в границах норм – ему всего хватает и не нужно настаивать на еде и заставлять ребенка есть насильно. Насилие в еде не допустимо ни в каком виде. Оно вызовет только прямо противоположную реакцию – ребенок категорически откажется есть вообще.

Если же ребенок бледный, худеет, почти ничего не ест, и нет объективной причины для нарушения аппетита (например, простуды, болезни желудка) – тогда стоит обратиться за помощью к врачам и пройти обследование.

© 2012 crazymama.ru

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 417 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.